Top.Mail.Ru

Диагностика в ТОП – ремесло или образ жизни?

Статья была размещена в   Бюллетень Ассоциации телесно-ориентированных психотерапевтов. №13 / Ред.-сост. И.А.Соловьева. — М.: Ассоциация телесно-ориентированных психотерапевтов, 2011. — 101с.

Посмотрев в недавнем времени фильм «Lie to Mе» — «Теория лжи» или «Обмани меня» с его главным героем — доктором Кэл Лайтменом, я к своему удивлению отметила, что больше всего в нем меня заинтересовала не основная его идея о мимике, жестах, мышцах лица и соответствующих им основным эмоциям человека, в результате знания которых можно определить, врет ли человек в данный момент времени или нет. Казалось бы, именно это должно было бы заинтересовать телесно-ориентированного терапевта, хотя бы в плане проверки на достоверность!

Ничего подобного со мною не случилось. Я сразу допустила, что это, возможно, правда. Основное же мое внимание было с тем, как герои фильма с э т и м живут.

Такой живой интерес возник не из праздного любопытства. Просто на задворках моего восприятия параллельным образом, как оказалось, шла попытка согласоваться с чем-то аналогичным в своей жизни. Ну и, конечно, подумалось вообще о судьбе телесного терапевта…

Ведь рассказывая студентам в обучающей программе АТОП о необходимости навыка телесного считывания для телесного терапевта, обычно я говорила, что это элемент достаточно естественного восприятия человека, у которого голова действительно является частью тела.

Проблемная анатомия, паттерны дыхания, различные расщепления, мышечные блоки и разнообразные структуры телесных характеров – всё это не выкинешь из своего восприятия. Со временем, ведь, даже если не смотришь на человека – просто чуешь…

После первого дня одного из семинаров по диагностике в ТОП услышала такую обратную связь: «Боже, сколько у людей всего разного полно… Тела, прямо – поля брани. Лена, как с этим жить?». А в конце того же семинара другая реакция: «Теперь у меня добавилась возможность лучше понимать других людей».

А вот в фильме «Обмани меня» с телесным считыванием лжи в нерабочее время, т.е. в своей личной жизни, главные герои обходились по-разному.

Один – как в жизни, так и на работе — пытался разоблачать; у другого с этим навыком начинались проблемы, можно сказать – он становился «подслеповатым»; у третьего, такое впечатление что, навык вовсе исчезал; а у самого главного явно имелась какая-то своя теория о том на что, когда и как имеет смысл реагировать.

Жаль только в фильме эта тема так и не была раскрыта …

Герои сериала "Обмани меня"

Я же, вспоминая своих коллег по ТОП, их мимолетные и немимолетные высказывания в тему, пришла к тому, что все вышеперечисленные персонажи в нашем сообществе как-то присутствуют.

Когда же и каким образом мы выбираем — диагностировать телесно реальность или нет, и выбираем ли мы в принципе?

Есть ли граница между профессией и личной жизнью и в чем она проявляется?

Именно к этим вопросам я пришла, пытаясь как-то обобщить возникшие мысли и идеи.

В терапии мы телесно считываем н а м е р е н н о – для выстраивания лучшего контакта с клиентом, для прояснения первичного запроса, для простраивания моста между словами, чувствами и телесными ощущениями клиента, и, собственно, для самой диагностики. А в жизни?

Есть сферы жизни, для ориентации в которых способность читать телесный язык, безусловно, будет очень полезной. Например, в общении с незнакомым таксистом, или при незапланированном обмене денег из рук в руки, для большего понимания партнера в отношениях, намерений сотрудников и начальников на работе, и еще для много чего житейского.

Главное не забыть, что ты, на самом деле, это умеешь и успеть выбрать стать восприимчивым!

Но, по моим наблюдениям, быть намеренным в с е г д а утомительно. Напрашивается вопрос — насколько естественно быть всегда сфокусированным?! И когда дело доходит до желания просто отдохнуть, то именно в близких отношениях, в которых обычно и хочется-то расслабиться, возникает защитная «слепота» или невиданная терпимость. А вокруг растут как грибы после дождя, общественные суждения про «сапожников без сапог»…

Если же профессиональная акцентуация такова, что она жутко полезна для повседневной жизни, то может важно учиться намеренной ненамернности или специальной глупости ??

Во всяком случае, это не будет так способствовать размножению нашей личности, и обесцениванию своего профессионального роста!

Вот недавно, заходя в метро, я что-то неправильно нажала или не нажала, и турникет внезапно для меня захлопнулся.… Было неприятно. Два охранника сурового вида, привыкшие к разным формам хитрых проскальзываний в метро, совершенно не собирались соглашаться с возможной моей правотой о «глюке» в автомате. А вот мне было лень понимать и фиксироваться, на том, что проще с одним не спорить, а другому улыбаться… Я осталась со своим телесным дискомфортом и опасливо поглядывала на турникет, на то, как я вообще еще раз через него пойду за деньги или без. … Видимо, моё напряжение было очень убедительным, так как неожиданно для меня блюстители порядка сменили гнев на милость, стали мне помогать, самостоятельно нажимая что-то на каком-то своем турникете В итоге, в метро я вошла без дополнительных затрат, и можно сказать, под покровительством «сильных мира сего». Я не обманула ни их, ни свои чувства и ощущения, я не забыла про свою способность воспринимать, просто выбрала другое.

Удивительно, но и жизнь тоже, вдруг, теряет свою излишнюю направленность и возникает место для чего-то неожиданного, нового и, возможно даже, чудесного.
Невзирая на то, что я сторонник д е й с т в и т е л ь н о г о личностного роста, тем более для терапевтов, я совершенно не сторонник того, чтобы он принимал неестественные формы. В частности, если то, что ты видишь, ты по каким-то причинам «не перевариваешь», стоит ли на это смотреть намеренно?

Я имею в виду смотреть, пытаясь как-то выстраивать контакт с тем, что видишь, пытаясь улучшить или изменить что-то, даже в фантазиях. Хотя развивать свой профессиональный инструмент в свободное от работы время никто и не запрещал ?, но насколько мы понимаем себя в этот момент — я просто живу или работаю? Я думаю, что такая саморефлексия это простой способ выстраивания границ между своим профессиональным и р е а л ь н ы м способами восприятия.

Под «реальным» я понимаю восприятие, которое может быть соотнесено со всем, имеющимся и сознательно представленным объемом человека – его чувствами, ощущениями, способностью понимать, принимать решения, действовать и интегрировать все происходящее в его жизни. Профессия же психотерапевта, наше восприятие несколько выпячивает в сторону большей сенситивности, награждает нашу повседневную жизнь особым родом понятливости, побуждает на разные стили поведения – от принимающего до провокативного.

Так невольно и начинаешь задумываться о необходимости терапевту овладевать навыком «простого смотрения» для того, чтобы просто жить ?.

Возможно, для кого-то мои идеи не покажутся актуальными – особенно когда ещё «не насмотрелся» и «не напонимался».

Но для меня складывающаяся динамика очевидна. Человек, обучаясь телесной терапии, становится более телесно чувствующим, можно сказать видящим. И это не может не влиять на его образ жизни – как в сторону его улучшения, так и в сторону – усложнения. А вот, чтобы ремесло не поглощало, а оставалось ремеслом, ремесленник должен стать мастером. Что может восприниматься как «вызов» нашей профессии — или ты становишься мастером, или совершенно не понятно, что будет с твоей личной жизнью.

Мастерство, в моем восприятии, это уже индивидуально наработанный мета-навык.

Это способность быть «сверх», «над» своими умениями. Это количество профессионального опыта переведенное на качественно новый уровень. Это когда сложно объясняемые действия или их последовательность выливаются во что-то простое и ёмкое одновременно. Это способность непринужденно работать и, не усложняя, жить.

Вот такого образа жизни себе и коллегам мне хочется пожелать в завершении.
Елена Калашник, 2011©.