Берт Хеллингер. Биография.

Берт Антуан Хеллингер (паспортное имя – Антон (Anton) Хеллингер)- философ, психотерапевт, богослов, духовный учитель, основатель метода семейной системной расстановки — родился 16 декабря 1925 годав Германии, в городе Лаймен (Баден-Вюртенберг), в католической семье немецкого инженера Альберта Хеллингера и был средним из трех братьев.

После начальной школы в 1936 году в возрасте десяти лет Антон покинул родительскую семью и поступил на обучение в интернат миссионерской конгрегации Марианнхиллер в г. Лоор-на-Майне, чтобы в будущем стать священником и миссионером.

В 1941 году интернат был закрыт, Антон вернулся к родителям и продолжил обучение в гимназии. В это время он присоединился к маленькой группе молодежного католического движения, которая была запрещена вермахтом. Местная организация Гитлерюгенд безуспешно пыталась завербовать его, в результате он получил характеристику «потенциального врага народа», а по окончании гимназии администрация пыталась отказать ему в получении аттестата зрелости.

В 1942 году Хеллингера призывают на службу в строительные батальоны вермахта во Франции. А спустя почти три года, в 1945 году, он был взят в плен американскими войсками и помещен в лагерь для военнопленных на территории Бельгии. Через год ему удалось, спрятавшись в товарном вагоне, бежать из плена. После побега Антон вернулся в Германию, где узнал о том, что его брат, Роберт Хеллингер, был убит на фронте на территории России.

В Германии, Хеллингер вступает в католический религиозный орден Марианхилл и в монашестве принимает имя Сюйтберт (Suitbert), сокращенно Берт. Это имя остается с ним и после выхода из Ордена в 1971 году.

Хеллингер изучал философию и теологию в Университете Вюрцбурга, а после его окончания принял послушничество и полгода работал в должности капеллана до того времени, как появилась возможность выехать в Южную Африку на миссионерскую работу среди зулусов в церковный приход Марианнхилл. Там он продолжает учебу и заканчивает Университет Петермарицбурга (Pietermaritzburg) и Южноафриканский Университет, где изучает английский язык и педагогику. За 16 лет, проведенных в Африке, Хеллингер служит приходским священником, преподает в школах, становится руководителем комплекса из 150 миссионерских школ региона. Он изучает зулусский язык, тесно общается с местными жителями, принимает участиев их ритуалах, начинает понимать их особый взгляд на мир и приобретает у них известность и уважение.

Во время работы руководителем школ, Берт Хеллингер сталкивался с демонстрацией взаимного неприятия и конфликтами, возникающими между представителями различных рас и вероисповеданий. Работая над их разрешением, он сотрудничал со специалистами психодинамической группы, направленной англиканской церковью в Марианнхилл с этой целью. Так Хеллингер впервые познакомился с методами групповой психотерапии, и был глубоко впечатлен тем, как эти методы показывали возможность примирения противоположностей через взаимное уважение. В своей книге «Долгий путь» Берт говорит о том, что решающее влияние на него оказал вопрос одного из тренеров «Что важнее для тебя – люди или идеи? Что из этого ты принесешь в жертву?» и этот вопрос стал вызовом дляБерта, как священника и как немца, пережившего нацистский режим. Он говорит: «В определенном смысле этот вопрос изменил мою жизнь. С тех пор основным направлением, формировавшим мою работу, стала ориентация на людей».

В 1968 году Берт принимает решение вернуться в Германию и получить образование в области психотерапии. Несмотря на то, что в Ордене Хеллингер пользуется репутацией «еретика», ему удается несколько лет сочетать работу в Ордене, получение психотерапевтического образования и собственную практику в области ведения психодинамических групп. Однако в 1971 году он выходит из Ордена и слагает с себя сан священника. В этот период он знакомится со своей будущей женой Гертой и вступает в брак; детей у Берта Хеллингера нет. Вместе с супругой Берт продолжает вести психотерапевтические группы и консультации.

Хеллингер продолжает свое образование, изучая в начале 70-х годов классический психоанализ (и проходя курс собственного анализа) в Венском сообществе глубинной психологии у Р. Шиндлера и И. Шакеда, а также в Мюнхенском Психоаналитическом Институте. В 1972 году он знакомится с только что вышедшей книгой Артура Янова «Первичный крик» и она производит на него столь сильное впечатление, что он прерывает психоаналитическое образование и покидает Германию на 1 год, в течение которого учится в США у Янова и проходит личную терапию.

По возвращении он использует идеи Янова в своей дипломной работе по психоанализу, эти идеи не принимаются и Хеллингер не получает аттестации как психоаналитик.

В дальнейшем Берт изучает и практикует современные ему методы терапии, такие как трансактный анализ Эрика Берна (у Фаниты Инглиш (FanitaEnglish)), недирективную гипнотерапию Милтона Эриксона, провокативную терапию Фарелли, гештальт-терапию (у Рут Коэн (RuthCohen) и Илариона Петцольда (HilarionPetzold)), удерживающую терапию Ирены Прекоп (JirinaPrecop). Берт изучает НЛП у ГундляКучеры (GundlKutschera) и его первая книга, оставшаяся неопубликованной, посвящена именно НЛП. Семейную терапию Берт изучает у Лесли Кадиса и Рут МакЛендон (LeslieKadis, RuthMcClendon) и их группы становятся его первым знакомством с работой, ставшей прообразом будущего метода семейной расстановки.

Через некоторое время семейная расстановка становится основным методом работы Берта Хеллингера и он развивает этот метод, соединив в нем два базовых положения:

1) Феноменологический подход – следование тому, что проявляется в работе, без предварительных концепций и дальнейших интерпретаций.

2) Системный подход – рассмотрение клиента и заявленной им темы для работы в контексте взаимосвязей клиента с членами его семьи (системы).

Сам Берт Хеллингер характеризуетсебя как практика, который, испробовав много различных методов, нашел в конечном итоге свой собственный подход.

Он говорит:


«В отличие от классической семейной терапии, самым важным элементом моего подхода является осознание того, что за любым поведением, даже за тем, которое кажется нам очень странным, стоит любовь. Скрытой действующей силой всех симптомов тоже является любовь. Следовательно, очень важно, чтобы психотерапевт нашёл ту точку, где сосредоточена вся энергия любви человека, так как здесь находится и корень его семейной проблемы, и ключ к разрешению трудностей»

 

Терапевтическая работа Хеллингера основана на актах признания, уважения, правды, принятия судьбы, смирения и мужества.

Метод быстро завоевывает популярность в Германии и за ее пределами, Берт Хеллингер проводит большое количество групп по всему миру. Хеллингер говорит, что не занимается обучением методу, и отпускает всех практикующих для свободного исследования и развития работы. Вокруг Хеллингера образуется группа увлеченных методом коллег, и они быстро развивают новые направления и техники расстановочной работы: структурные расстановки (Матиас Варга фон Кибед и Инзе Шпаррер), организационные расстановки (Ян-Якоб Стамм), расстановки с использованием фигурок (Зиглинда Шнайдер) и др.

В 80-х годах Берт Хеллингер активно работает, вступает в немецкое общество семейных терапевтов, но по-прежнему не проводит учебных программ и не пишет книг. Гунхард Вебер (GunthardWeber), ученик Б.Хеллингера и основатель Вислохского института системных решений (Германия), в начале 90-х получает разрешение Берта опубликовать записи с его семинаров (скрипты расстановок и комментариев) и в 1992 году выходит первая книга о семейных расстановках: G.Weber, «Zweierlei Gluck. Die systemische Psychotherapie Bert Hellingers» (Г. Вебер, «Два рода счастья.Системная психотерапия Берта Хеллингера). Книга быстро становится бестселлером и с 1994 года работа Хеллингера приобретает все более публичный характер – он работает перед аудиториями в несколько сотен человек. После появления в печати книги Г. Вебера, Берт Хеллингер начинает сам представлять свой опыт и размышления о нем в книгах, а также в видеофильмах и CD. За период с 1992 до 2007 годы издается более 30 книг Хеллингера, которые в основном представляют собой записи с его семинаров по всему миру. В России с 2000 по 2009 годы переведено и издано 11 книг Берта Хеллингера и два варианта перевода книги Гунхарда Вебера «ZweierleiGluck. Diesystemische Psychotherapie Bert Hellingers» («Два рода счастья», 2001 г. и «Кризисы любви», 2005 г.) с конспектами семинаров Берта.

Хеллингер много путешествует, читая лекции, проводя семинары и обучающие курсы по всей Европе, в Соединенных Штатах, Центральной и Южной Америке, России, Китае и Японии.